Все, что вы хотели знать об опалах, но не знали где спросить.

Информация // Статьи
Все, что вы хотели знать об опалах, но не знали где спросить.


Все, что вы хотели знать об опалах, но не знали где спросить.

Оглавление:

Происхождение опала.
Месторождение опалов.
Разновидности опалов.
    Черный опал.
    Получерный опал.
    Опализированые ископаемые.
    Пейзажный опал.
    Кристаллический опал.
    Желе опал.
    Огненный опал.
    Болдер.
    Йова и Короит.
    Дуплеты и триплеты.
    Обыкновенный опал.
    Синтетические опалы и имитации.
Возникновение опалесценции.
Рисунок и цвет опала.
Оценка опалов.
Прейскурант цен на опалы.
Уход за опалами.

Происхождение опала.

Великий австралийский артезианский бассейн занимает площадь 1 735 300 квадратных километров и является самым большим водоносным слоем на земле. Вода поступает в него с Восточного высокогорья, где дождевая вода впитывается через пористый песчаник и течет под землей.

 


Внутреннее море Австралии
(56–140 миллионов лет назад)


Современная Австралия
(2009 год)

Во времена мелового периода (56–140 миллионов лет назад) эта территорию занимало внутренне море. Тонкий морской песок, богатый кремнием, располагался вдоль береговой линии. Великий артезианский бассейн сформировался когда море отступило. Весь австралийский опал находится исключительно в этом регионе.

В мире благородный опал встречается в очень немногих местах, поскольку для его возникновения требуются ряд весьма специфических геологических и климатических условий. Такие условия были в том месте, где сейчас находится великая центрально-австралийская пустыня, в которой добывается 95% всех благородных опалов.

Во время третичного периода, примерно 30 миллионов лет назад погодные условия изменились и вызвали освобождение значительного количества растворимого кремния. Постепенно раствор проникал через породу и заполнял пустоты и трещины. Этот гель со временем высыхал и превращался в обыкновенный опал, а в некоторых случаях и в благородный. Было установлено, что для образования слоя опала в 1 см требуется 5 миллионов лет.


Месторождения опалов.

Уайт Клифс (White Clifs).
Коммерческая добыча началась в поздних 1880 годах в полях Уайт Клифс в Нью-Саут Вайлс. Местные опалы поразили мир и здесь быстро вырос городок, который к 1920 году насчитывал 3 000 жителей. Месторождения Уайт Клифс давали слоистый материал в огромных количествах, но очень скоро он был выработан, а основная добыча закончилась к 1930 году, сейчас там ничего не добывается.

Квинсленд (Queensland fields).
Квинсленд простирается примерно на 1000 километров и дает практически все болдеры в мире. Эту разновидность дают разбросанные по всей площади штата небольшие месторождения по соседству с Йовой (Yowah), Еромангой (Eromanga), Квилпи (Quilpie), Юнда (Jundah), Опалтон (Opalton) и Винтона (Winton).

Почти весь опал здесь добывается открытым методом. Как маленькие, так и большие болдеры раскалывают, чтобы найти благородные прожилки.

Лайтнинг Ридж (Lightning Ridge).
Это месторождение было открыто в 1905 году отстрельщиками кенгуру. Ридж дает самые лучшие черные опалы и, несмотря на недавние заявления о прекращении добычи, занимает первое место по ценности продукции. В 1980 на месторождении Коркоран (Corcoran), что в 30 км к западу от города, в большом количестве добывали ошеломляющие черные опалы.

Население города быстро выросло до 8 000 человек. В то время опалы продавались по рекордным ценам, иногда дороже, чем бриллианты очень хорошего качества. Опалы в Лайтнинг Ридж обычно походят на гальку или валуны.

Дальние месторождения — Гравин (The Grawin), Гленгарри (Glengarry) и Шип Йардс (Sheep Yards) дают преимущественно черный и темный опал.

Андамука (Andamooka).
Андамука находится на краю озера Эри в безжизненной пустыне. Месторождение было открыто в 1935 и прославилось изумительными по ясности пластовыми опалами. Оно достигло своего расцвета к 1960 году, когда население там достигло 3 000 человек. К сожалению, Андамука исчерпала себя и с 1970 вырабатывает очень мало опалов. Сегодня население Андамуки занято большей частью в урановой шахте, которая находится недалеко в Роксби Даунс (Roxby Downs).

Кубер Педи (Coober Pedy).
Основная часть светлого пластового опала добывается на этом месторождении. Добыча простирается примерно на 50 км к северу от города.

Город достиг своего расцвета в 1970-е, когда там добывалось невообразимое количество опалов и спрос на них был очень велик. Нелегальные старатели заполнили в то время дюжинами столов-стендов и тысячи долларов ходили из рук в руки. Это пыльное пустынное место является домом более 4 000 человек 50 национальностей. Невыносимая жара заставила людей жить там в основном в «землянках».

В 2002 году добыча в Кубер Педи составляла всего лишь 25% от уровня лучших времен.

Минтаби (Mintabie).
Фортуна гостила в Минтаби всего одно десятилетие. В 1978 голу группа из Кубер Педи нашла здесь черный опал хорошего качества. В течении нескольких лет численность населения выросла до 1 500 человек. Для того, чтобы дробить твердый песчаник потребовалось тяжелое оборудование. Более 75 бульдозеров и множество скреперов и экскаваторов быстро вычерпали опалоносный открытый слой. Минтаби давал высококачественный белый и черный опалы. Этот материал был особенно тверд: некоторыми образцами можно было сделать царапину на агате. Сегодня там наблюдается весьма ограниченная активность старателей.

Ламбина (Lambina).
Это месторождение уверенно разрослось когда удалось достичь договоренности с владельцами ферм, которым принадлежит земля.

Материал, который там добывается — светлый и темные опалы. В основном его некорректно называют наплывным материалом, каким он и кажется, хотя это обыкновенный пластовый опал.


Разновидности опалов.

Благородные.

Черный опал.

 

Черные опалы — самая редкая и ценная разновидность опала и один из самых высокоценимых камней на земле.

 Их отличием от остальных опалов является то, что массивный желеобразный материал находится на непрозрачной темной подложке, которая создает темный фон на котором цвета опала становятся более яркими и контрастными. Сияющие краски при его темном основании отличают черный опал от белого.

Цвет основания может варьироваться от полностью черного до серого.  Черные опалы бывают самых разных цветов и встречаются на месторождениях Лайтнинг Ридж и Минтаби. В 2007 году поступило сообщение, что черные опалы даже лучшего, чем с Лайтнинг Ридж качества находят в 55 километрах от Кубер Педи.


 

Получерный опал.

Получерные опалы обладают присущей им темнотой, если смотреть на них на белом фоне. Многие камни со среднесерым телом называются получерными. Примерно 70% всех черных опалов добывают на месторождении Лайтнинг Ридж, 30% — из Минтаби. В Австралии всего два места, где встречаются черные опалы и только месторождение Кубер Педи дает немного получерных.

Цвет основания может быть от серого до почти черного. Основным отличием является дымчатый вид. Получерные опалы относятся к той же категории, что и черные, но они не так темны.


 

Опализированые ископаемые.    Ракушки, зубы, морские существа, кости и другие предметы тоже могут опализироваться (если они находились в уникальных условиях австралийского глинозема в покое).

 

Белемниты.
Белемниты предположительно были также распространены как сегодняшние кальмары. Эти образцы являются наиболее хорошо сохранившимися частями животных.

Ракушки.
Этот черный опал, найденный в Лайтнинг Ридж — моллюск, живший в устье реки 110 миллионов лет назад.

Позвонки.
Позвонок молодого динозавра ювелирного качества, найденный в Лайтнинг Ридж.

«Ананасы».
Похожие на кристалл образования известны как опализированые ананасы. В действительности, конечно же, они не являются ни кристаллами, ни ананасами. Опал — аморфный материал и кристаллов не образует. Опализированые ананасы являются псевдоморфозой, когда один минерал со временем замещает другой, оставляя от себе только внешнюю форму. В данном случае первичным минералом был икаит, который кристаллизуется только при температуре близкой к точке замерзания. Это говорит нам, что эти «ананасы» произошли в ледниковый период.

Йова-орехи.
Йова-орехи получаются, когда опал заполняет пустоты в центральной части железного камня, что делает его похожим на скорлупу ореха.

Их находят в Южной части Квинслэнда в небольшом городе Йова. Также похожее месторождение находится недалеко от городка Короит.

Некоторые месторождения опала, такие как Уайт Клиффс и Кубер Педи в основном дают остатки морских животных и растений. В Лайтнинг Ридж в основном добываются сухопутные и пресноводные растения и животные. Опализированые улитки и ракушки встречаются на большинстве Австралийских месторождениях, так как они жили в морской и пресной воде.

Каждое опализированное ископаемое — значительная национальная ценность и большая их часть хранится в Национальной коллекции опалов Австралии.

Пейзажные опалы.

 


Данный образец назван «Креветка»

Пейзажными опалами называют болдеры с уникальным рисунком, в случае, когда объект явно распознаваем. Пейзажные опалы редки, уникальны и желанны среди коллекционеров.


Кристаллический опал.

 

Опал с ясным кристаллическим видом, обладающий игрой света, но не имеющий цвета тела, как в случае с черным или белым опалами. Его прозрачность позволяет видеть глубину камня. Небольшое основание прозрачно.

Кристаллические опалы могут быть темнее или светлее, но достаточно прозрачны для того, чтобы можно было прочесть его кристаллический вид. По правилам, кристаллическая структура опала должна быть заметна на белом фоне. А на черном фоне он должен искриться. Чем более прозрачен кристаллический опал и чем оживленнее его краски, тем выше он ценится. Однако прозрачность черного опала сильно снижает его цену.

Кристаллические опалы с месторождений Кубер Педи и Лайтнинг Ридж бывают невероятно красивыми и ценятся особо.

Кристаллический опал может являться включением матрицы-опала, йовы или короита.


Желе опал.

 

Цельный опал с очень сильной транслюценцией, почти прозрачный. Он выглядят как будто бы сделанным из желе и имеет неопределенные цвета. Также такие опалы называют водными опалами.


Огненные (Мексиканские) опалы.

 

Огненные опалы часто называют мексиканскими, потому что Мексика — их основной источник. Также известны как Чери (cherry), из-за красноватого цвета.

Огненные опалы были признанными символами страстной любви уже в древности в Индии, Персидском царстве и среди коренных культур центральной Америки. Люди считали, что камень в котором столько жизни и страсти мог возникнуть только в райской воде. Майя и Ацтеки вставляли его в мозаики и пользовались им в ритуальных целях. Они называли его Quetzalitzlipyollitli — камень райской птицы. Однако позже, со временем, опал был забыт и канул в небытие примерно до 1835 года, когда месторождения, находящиеся в Мексиканском высокогорье были вновь открыты и началась их систематическая разработка. Сегодня огненный опал — признанный национальный камень Мексики.

В Мексике находятся наиболее значительные в мире залежи огненного опала. Пласты породы, содержащей опал, проходят через Мексиканское высокогорье, где располагается множество потухших вулканов. Опал добывают открытым способом, за исключением некоторых случаев, когда опал залегает слишком глубоко. Тогда возникают величественные каньоны с валом 60 метров в высоту и лабиринтами пассажей.

Иногда огненные опалы находят и в других странах: Гондурасе, Гватемале, США, Канаде, Австралии, Эфиопии и Турции, но чаще всего они невысокого качества и коммерческой ценности не имеют.

Помимо Мексики огненные опалы нашли в Бразилии. Несколько лет назад на месторождении агатов недалеко от Капос Боргес (шт. Южная Бразилия) были найдены оранжевые опалы, но без игры цвета. Их теплый выразительный цвет бывает всех оттенков: от желтого до мягкого красного, иногда с коричневым отливом. Но что действительно заслуживает особого внимания — это значительные размеры этого сырья. Некоторые из них величиной с кулак, что открывает совершенно новые возможности их обработки и использования.


Болдер опал.
К болдерам относятся: орех Йова, Короит и, собственно, Болдер.

Болдер.

 

Похож на черный опал, с той лишь разницей, что опалисцирующий слой очень тонок и сформирован на железном камне, что придает ему сверху вид черного опала.
При этом железный камень — органическая видимая часть болдера, которая обыгрывается при шлифовке и бывает невероятно красива. Можно сказать, что это естественный дуплет, так как состоит он из двух различных камней. Болдеры бывают с интересными «горами» и «долинами» на поверхности и часто имеют интересные включения железного камня, что делает их желанным материалов для дизайнеров.

Болдеры образовались путем постепенного заполнения трещин и пустот в железном камне, поэтому тонкий слой опала часто очень замысловат и повторяет форму расщелины. Болдер может быть черным или светлым в в зависимости от цвета камня, на котором он находится.
Некоторая вариация болдера встречается также в Андамуке, где в роли основного камня выступает кальцит и называется «раскрашенные леди» (painted ladies), но они годятся только как образцы.

Болдеры с хорошей игрой цвета ценятся почти так же высоко как и черные опалы.

 

Йова и Короит.
Йова и Короит (Yowah and Koroit) — небольшие старательские городки, расположенные в 1000 км от восточного побережья Австралии в самом сердце Квинслэнда. Сами месторождения занимают площадь 2,5 квадратные мили. Опалы из этих месторождений уникальны и сильно отличаются от найденных в других местах.

Они известны своими замысловатыми рисунками благородного и обычного опала, которые проходят на фоне основного материала. Иногда их называют «аборигенскими опалами» благодаря созвучию их рисунка с раскраской аборигенов. Даже камни с рисунками из обыкновенного опала могут быть очень желанными среди коллекционеров, если рисунок особенно красив. Пейзажные камни ценятся очень высоко во всем мире.

Эта местность также известна своими «орехами» Йова. Это овальные железные камни, в которых иногда встречается опал. Один из десяти тысяч йова-орехов содержит в своем центре кристаллический опал. В остальных этот опал находится в оболочке ореха, а также в концентрических кругах, идущих от центра к оболочке.

Йова и короит высоко ценятся и востребованы для изготовления ювелирных украшений, а также как уникальные коллекционные экземпляры.

Дуплеты и триплеты.
Дуплетами опала называются камни, в которых верхняя часть из цельного опала приклеивается на черное каменное основание (чаще всего, черный обсидиан). Отсюда и происходит название — дуплет (doublet). Это придает камню вид черного или темного опала.

Для наклеивания камней используется эпоксидный клей стойкий к воде, кислотам и растворителям, но дуплеты и триплеты ни в коем случае нельзя оставлять в воде, потому что все равно остается возможность проникновения влаги между слоями.

Триплет отличается от дуплета тем, что сверху на опал приклеивается прозрачный купол — обычно тонкий слой кварцевого стекла.


Обыкновенные опалы.

Обыкновенные опалы не обладают игрой цвета. Они могут быть прозрачными, мутноватыми и любых цветов. Хотя разновидностей неблагородных опалов очень много, здесь мы поговорим лишь о некоторых их них.

Потч.
Потчем называется обыкновенный опал в Кубер Педи. Это та порода, на которой располагается благородный опал, то, что является обратной стороной черного опала и классифицируется как обычный неблагородный опал без цвета, вызваного дифракцией.

Около 96% опалов на месторождениях — это потч и только 3% имеют какую-то ценность. Из этих 3% только 5% имеют реальную ценность, а 95% — посредственный материал.

Потч состоит из сфер спонтанного размера уложенных в регулярные слои чаще всего белого цвета, иногда голубоватый или черный.

Гиалит.
Гиалит (греч. «стеклокамень» от «hyalos» — стекло) — бесцветный полупрозрачный опал, напоминающий застывшую воду или большую каплю стекла. Внешний вид гиалита как бы указывает на «водянистость» опала. Не случайно гиалиты именуют «стеклянными опалами», а также «водяными» или «стеклянными камнями». В немецком языке гиалит известен как гуммиштейн (лат. «humoris» — влажный). В старой русскоязычной минералогической литературе гиалиты не менее образно называли глазопалами, поскольку крупный гиалит своим блеском напоминает влажную оболочку глаза. Гиалиты обычно имеют голубоватые или желтоватые оттенки. Степень их прозрачности может варьироваться.

Гидрофан.
Гидрофан (греч. «hydros» — вода и «phaneros» — видимый, явный) — обыкновенный опал, белый с желтоватым, буроватым, зеленоватым оттенком; при погружении в воду постепенно становится прозрачным или просвечивающим и иногда обнаруживает игру цветов.

Кахолонг.
Кахолонг — камень молочно-белого цвета, являющийся непрозрачной разновидностью фарфоровидного опала. Иногда его называют жемчужным опалом, но фактически это самостоятельный минерал. Он часто упоминается в различных книгах о камнях. Существует версия, что его название образовано от калмыцких слов «кахе» — река и «халонг» — камень. Не случайно кахолонг иначе называют калмыцким агатом. По другой версии, название камня происходит от тюркского слова «канлон» — «прекрасный камень».


Синтетические опалы и имитации.

Впервые патент на изготовление синтетического благородного опала получили австралийские минералоги А. Гаскин и П. Дарре. И уже в 1973 году швейцарская фирма Пьера Жильсона смогла предложить покупателям большой ассортимент самых разнообразных синтетических опалов, стоимостью на порядки дешевле природных. Цвет и опалесценция опалов Жильсона не уступает, а зачастую и превосходит таковые для природных камней. Естественно, технология изготовления строго засекречена.

В России также синтезируют искусственные опалы высокого качества (под руководством профессора Михаила Самойловича).

Синтетические опалы производятся промышленным способом и всех типов, однако от натуральных они отличаются тем, что рисунок у них более регулярный и напоминает при увеличении кожу ящерицы или мелкую сетку.

Также они заметно отличаются в ультрафиолетовом свете. Часто синтетические опалы имеют меньшую плотность и более хрупкие, иногда откровенно пористые.

В настоящее время существуют  три значительных производителя синтетических опалов — это японские компании Киосера и Инамори, а также Жильсон. Кроме того, с 1990 года синтетические опалы производятся в России и Китае. Остальные производители делают лишь имитации, которые состоят из материалов, не встречающихся в натуральных опалах. Имитации, встречающиеся в старинных ювелирных изделиях часто бывают сборными камнями, состоящих из слоеного стекла с некоторыми включениями.

Опалы Жильсона (Guilson synthetic opal).
Фирма Жильсона производит опалы всех категорий: от редкого черного до кристаллического  белого опала, который по признанию многих геммологов является самым утонченным. Лабораторные условия, в которых он производится, идентичны с теми, в которых опал формируется в природе. Этот процесс занимает от 14 до 18 месяцев, цвета естественны и возникают как и в натуральном опале в результате дифракции, а не с помощью пигментов.

В отличии от натурального аналога, синтетический опал более плотен, он не содержит воду и не проявляет склонность к растрескиванию. Натуральные же опалы содержат до 10% воды.

По этому поводу в свое время было много дебатов, и некоторые геммологи считают, что правильнее считать эти камни имитацией.

Имитация это или синтетика, но фактом на сегодняшний день является то, синтетические опалы доступны по цене и существуют в самых разных вариациях. Многие считают, что их красота, твердость и нечувствительность к нагреванию — это их несомненные плюсы.

Российские искусственные опалы.
Ученые из Института физики твердого тела РАН, расположенного в подмосковном наукограде Черноголовка, разработали уникальную технологию получения синтетических опалов. С ее помощью можно не просто синтезировать опалы, пусть и очень красивые, но и создавать опаловые матрицы с заранее заданной наноструктурой, открывая путь к материалам для оптоэлектроники, систем магнитной записи и других областей науки и техники. Основа новой технологии — это получение крошечных, размером от десятков нанометров до нескольких тысяч нанометров, шариков из диоксида кремния. Меняя размер шариков, можно влиять на то, свет какой длины волны опал будет поглощать, а какой — отражать, в том числе в видимой области спектра.

Имитации.
Спрос на опалы, как правило, всегда превышал предложение, чем во все времена пользовались мошенники. По словам Плиния: «Нет камня, который мошенники подделывали бы с большим искусством, чем этот. Единственным средством, позволяющим выявить обман, является солнечный свет. Если поддельный опал (изготовленный из стекла) взять большим и указательным пальцами, то он обнаруживает одну и ту же окраску по всей поверхности камня и не излучает сияния. В то же время истинный опал излучает последовательно различные яркие лучи, окраска его постоянно меняется, и он отбрасывает яркие отблески на пальцы».

Правда, такой способ ненадежен. Однако Плиний верно подметил наиболее характерное качество природных благородных опалов: изменчивость, игра цвета, в которой чудится нечто живое. Кроме того, радужные переливы лучших опалов искусственно воспроизвести необычайно трудно.

Сегодня имитации изготавливаются промышленным способом из пластика и стекла и используются в основном для изготовления бижутерии.


Возникновение опалесценции.

Чтобы разобраться, как возникает игра цвета в опале, нам понадобится электронный микроскоп. Ценный опал образуют крохотные сферы твердого кремния, организованные в трехмерную решетку, которая «плавает» в растворе кремния. Эта упорядоченность и отличает ценный опал от обычного.

Свет проходит через прозрачные сферы по прямой линии, но попадая в раствор кремния, он отклоняется и распадается на составляющие — именно тогда и возникает радужный эффект. В зависимости от размера сферы при дифракции возникают различный спектр цвета. Именно эта комбинация отклонения и разложения световых лучей и придает опалу его неповторимость. Когда вы поворачиваете камень, меняется угол, под которым свет проходит через сферы и цвет меняется.

Определяющим фактором цвета опала является величина его сфер. Маленькие сферы дают синий цвет, который располагается на одном конце спектра. Большие — красный, на другом конце. Чем больше разнообразие в размерах сфер, тем более разнообразные цвета.


Рисунок и цвет опала.

Красота опалов слагается из радужной неповторимой игры натурального камня. Оригинальные узоры возникают благодаря некоторой неравномерности по размеру и плотности кремниевых сфер из которых складывается опал. Аналогичный эффект возникает в тонких пленках масла, разлитых на поверхности воды.

Ценность опала определяет его тип, цвет, который в нем доминирует, яркость и ясность цвета и узор игры цвета. Интересный узор неимоверно повышает стоимость опала. Мелкие рисунки встречаются чаще и поэтому не так дороги, как опалы с большими, хорошо различимыми рисунками. Отчетливые и большие рисунки, такие, как молния, солома, китайские иероглифы, лента, и, в особенности, арлекин очень редки и составляют предмет гордости коллекционеров.

Фотография может отобразить только какой-то один аспект камня, но такой эффект как, например, катящаяся вспышка виден только в движении. Поэтому для описания рисунка опала используется множество терминов. Вот некоторые из них:

    Лазурный (Azures) — желеобразный опал с розовато-лиловой дымкой.
    Синий (Blue) — опала, в котором доминируют синий, фиолетовый или индиго.
    Отдельные молнии (Broken Flash) — то же самое, что и молния, но ее части видны с разных углов.
    Мякина (Chaff) — тесно сплетенные и нечетко закругленные цветовые блоки, содержащие очень хорошо различимые мелкие линии.
    Китайские письмена (Chinese Writing) — причудливая роспись потча или обычного опала благородным опалом, создающая впечатление иероглифов.
    Контра Луз (Contra Luz) — опал, игра цвета которого видна если смотреть против света.
    Взрывающаяся молния (Exploding Flash) — рисунок молнии, который при повороте камня расходится в все стороны.
    Глаз (Eye-of-Opal) — эффект глаза, который возникает когда опал заполняет пустоты.
    Огненный (Fiery) — любой опал с доминирующим красным тоном. Также иногда используется термин красный.
    Пламя (Flame) — рисунок, при котором довольно четко видны переливающиеся полосы, дающий эффект колеблющегося пламени.
    Вспышка пламени (Flash of Fire) — когда пламя при наклоне камня появляется внезапно.
    Павлиний хвост (Peacock tail) — разноцветные вытянутые по направлению к одной точке пятна цвета.
    Вспышка (Flash) — рисунок, демонстрирующий вспышку света по всей поверхности камня. Цвет меняется при повороте камня и при некотором угле исчезает полностью.
    Золотой (Golden) — опал демонстрирует прежде всего оранжево-желтый или золотой цвет.
    Пелена из паутины (Gossamer Veil) — когда игра света не различима явно, а как бы покрывает камень тонкой паутиной.
    Трава (Grass) — рисунок, показывающий неправильно упакованные линии, которые создают эффект травы.
    Зеленый (Green) — любой опал с доминирующей зеленой игрой цвета.
    Ирис (Iris) — иризация при которой цвета переливается.
    Лехсос (Lechosos) — молочно-белый опал с зеленой иризацией.
    Жидкий (Liquid) — редкий рисунок вызывающий ощущение движения воды при его наклоне или повороте.
    Небо барашками (Mackerel Sky) — может быть любых цветов, полосы похожие на массивы тонких разорванных облаков.
    Мох (Moss) — рассеянный эффект зелени, вызывающий ассоциацию с мхом.
    Ночной камень (Night Stone) — камень такого качества, что его цвета видны даже при сумеречном освещении.
    Точечный огонь (Pinfire) — маленькие как точки цветные пятна. Наиболее выдающиеся экземпляры показывают только один цвет, который меняется в зависимости от наклона.
    Павлиний хвост точками (Peacock's Tail Pinfire) — искаженный точечный огонь, в котором виден рисунок павлиньего хвоста.
    Радуга (Rainbow) — иризация света в пастельных тонах которые идут дугообразно через весь камень и переходят один в другой.
    Абандерара (Abanderada) — мексиканский термин, используемый для описания камней, в которых проходят цветные, похожие на флаги горизонты. Этот рисунок часто встречается в болдерах  из Квинслэнда.
    Лента (Ribbon) — узкие параллельные полосы цвета, отличающегося от основного (фона). Похожие на абандерара, но прямее и уже.
    Перекатывающаяся вспышка (Rolling Flash) — цветная вспышка, которая при наклоне камня перемещается с одного края камня на другой.
    Шотландка (Scotch Plaid) - относится к камням с зелено-голубым эффектом.
    Звезда (Star) — очень редкий рисунок со звездами.
    Вспышки звезд (Starflash) — маленькие цветные точки формирующие пеструю картину.
    Солома (Straw) — рисунок изображающий плоскую солому, спонтанно перекрывающую одна другую.
    Вспышка солнца (Sunflash) — цвета видны только на прямом солнечном свете. Камни этого типа не могут быть отнесены к драгоценным.
    Дерево или далекие огни (Tree or Fern Pinfire) — вытянутые цветные точки, производящие впечатление листвы.
    Мерцание (Twinkle) — рисунок точечного огня, где отдельные части разделены на блоки, которые производят впечатление мерцания звездного неба.
    Мозаика (Jigsaw) — цвета опала создают впечатление мозаики.

    Отдельно стоит описать так называемый Арлекин (Harlequin) благородный опал, краски которого представляются пятнами или блестками. Пятна должны быть регулярными с четко выраженными краями и должны располагаться таким образом, чтобы создавалось впечатление мозаичной композиции. Термин происходит от одежды, которую носили шуты-арлекины. Многие считают, что термин арлекин относится только к рисунку «шахматная доска», но это всего лишь молва, которая ходила среди дилеров опалами в ранние года австралийской камнедобычи, чтобы сбить цену у старателей и выгодно перепродать камни в Европе. В действительности существуем большое количество рисунков, которые можно классифицировать как арлекин. А шахматная доска — это чрезвычайно редкий камень.

    Звездный арлекин (Asteria Harlequin) — редкая формация, в которой удлиненные цветовые блоки расходятся от центрального ядра.
    Синий арлекин (Blue Harlequin) — опал из любой подгруппы, экспонирующий ярко выраженную игру цвета в синем спектре.
    Шахматный арлекин (Chequerboard Harlequin) — чрезвычайно редкий тип опала, в котором цвета организованы в регулярные квадратные цветовые блоки.
    Лист клевера (Cloverleaf Harlequin) — цвета, образующие форму листа клевера в котором центральная часть окружена кольцом остальных блоков.
    Чешуйчатый арлекин (Fish Scale Harlequin) — рисунок, напоминающий чешую рыбы.
    Флаг (Flag Harlequin) — рисунок из цветных блоков, напоминающий треугольную тротуарную плитку.
    Плитка (Flagstone Harlequin) — рисунок, напоминающий дизайн мощеной плиткой дорожки.
    Растительный арлекин (Floral Harlequin) — эффектное скопление цветных блоков, которое может быть трактовано как растительность или букет цветов. Три или больше групп цветных пятен, которые могли бы быть цветами. Очень редкий рисунок.
    Зеленый арлекин (Green Harlequin) — опал из любой подгруппы, экспонирующий ярко выраженную игру цвета в зеленом спектре.
    Гексагональный (шестиугольный) (Hexagonal Harlequin) — очень редкий рисунок, образующий организованые шестиугольные блоки.
    Палитра (Palette Harlequin) — рисунок с широко разбросанными цветными блоками, напоминающими палитру художника.
    Квадратный арлекин (Square Harlequin) — квадратные, лежащие отдельно цветовые блоки, присутствующие в рисунке.

Оценка опалов.

Основной цвет.

    Основной цвет определяется, если смотреть на опал сверху и не принимать во внимания дифракционный свет, то есть цвет, возникающий в результате дифракции света в опале и его игру.
    Здесь мы приводим таблицу Австралийской промышленной ассоциации по производству драгоценных камней AGIA (Australian Gem Industry Association) для определения основного цвета

Таблица основного цвета опала по AGIA.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N1

N2

N3

N4

N5

N6

N7

N8

N9

 

    Черный опал — семейство опалов, основной цвет которых соответствует: N1, N2, N3 и N4 по классификации AGIA, если смотреть сверху.
    Получерный опал — семейство опалов, тело которых соответствует цветам: N5, N6 по классификации AGIA, если смотреть сверху.
    Светлый опал — семейство опалов, тело которых соответствует цветам: N7, N8 или N9 по классификации AGIA, если смотреть сверху. N9 относится также к белым опалам. Опалы с отчетливо цветным телом, таким, как желтым, оранжевым, красным и коричневым, классифицируются как черные, темные и светлые, если рассматривать их в свете классификации AGIA, которая определяет только яркость камня.

Цвет тела.
    
Это цвет породы на которой находится цветоносный слой. Этот фактор тоже принимается во внимание и чем темнее основание, тем дороже опал.

Дифракционный цвет.
    Дифракционный цвет — это цвет, возникающий в результате дифракции, то есть разложения света на его составляющие в опале. Это тот цвет, который мы собственно видим.
    Цвет опала — это почти все. Наиболее желанный цвет опала — красный. Чем более он интенсивен, ясен и обширен, тем лучше. Но цена опала зависит действительно от гораздо большего числа факторов, чем просто цвет. Сколько каждого цвета содержится в камне, как ярок каждый цвет и насколько он ясен, и другие факторы имеют значение при оценке камня.
    Комбинации красного с синим, красного с зеленым, золотого цвета с голубым также очень высоко ценятся.
    Камни яркого цвета с широкой цветовой палитрой в целом дороже, чем с одним, даже доминирующем огненно-красным цветом, который в свою очередь дороже, чем с одним зеленым, который дороже, чем с синим и так далее.

Порядок цветов в шкале ценности Австралийского опала.

 

 

 

 

 

 

 

1. Красный 

2. Фиолетовый 

3. Оранжевый 

4. Желтый 

5. Зеленый 

6. Синий 

Игра цвета.
    Игрой цвета называется изменение цвета и рисунка опала при его повороте. Игра цвета внутри опала является фактором, который труднее всего поддается описанию. 
    Игру цвета описывают с помощью терминов: яркость, ширина спектра, насыщенность, рисунок, уравновешенность, всенаправленность.

Яркость.
    
Чтобы правильно определить яркость опала нужно стать спиной к солнцу и рассматривать опал в отраженном свете. Здесь важно, чтобы ваши глаза находились между источником света и камнем. Если солнечный свет недоступен, можно пользоваться 40W лампой накаливания, рассматривая опал на расстоянии 30–40 см на нейтральном фоне.
    Следует отметить также, что опалы оцениваются при прямом солнечном освещении. Ввиду того, что цвет в них возникает не благодаря пигментам, а дифракции, требуется именно полноспектральный свет, то есть белый. Чем лучше качество опала, тем лучше он будет выглядеть при худшем освещении и в лучах непрямого света.
    Яркость опала является одним из важнейших факторов, определяющих его ценность и в то же время классифицировать ее труднее всего.

Шкала яркости опалов.

 

Шкала

Определение

Расшифровка

1

Тусклый

Тусклая, еле заметная игра света только при непосредственном солнечном свете.

2

Неотчетливый

Приглушенная игра света при неярком освещении и даже при непрямом солнечном свете или лампе для осмотра.

2,5

Неотчетливо яркий

 

3

Яркий

Яркая игра света при неярком освещении и очень хороший огонь при непрямом солнечном свете или лампе для осмотра.

3,5

Отчетливо яркий

 

4

Очень яркий

Очень яркая игра при тусклом освещении и отчетливые резко очерченные цвета при непрямом солнечном свете или лампе для осмотра.

4,5

Экстремально яркий

 

5

Безукризненно яркий.

Безукоризненно яркие, четко различимые цвета при непрямом солнечном свете или лампе для осмотра и иногда еще более отчетливые при приглушенном.


 

Рисунок.    Существует очень много рисунков, которые экспонируют опалы. Чем более отчетливый и распознаваемый рисунок, чем крупнее он — тем дороже опал. Интересный рисунок дифрагированного света, если он сочетается с бриллиантовой ясностью цвета, коренным образом влияют на цену.
    Хорошо различимый рисунок, такой как: китайские иероглифы, полосы и арлекин очень редки и имеют среди коллекционеров огромную популярность. Почти все опалы имеют какой-то рисунок, который никогда не повторяется. А цвет и его интенсивность делает один опал предпочтительнее другому.
    В сущности многие из черных опалов из Лайтнинг Ридж особенно дороги именно из за своего четко различимого рисунка.

Вес.
    
Мерой веса у опалов является карат (ct), он эквивалентен 0,2 г. Маленький размер имеет меньшую цену за карат, чем большой. Это особенно касается черных опалов, но в то же время не так важно, когда речь идет о калибрированных камнях. Камни от 1 до 20 карат ценятся особенно высоко, потому, что наиболее востребованы.

Вид сверху.
    
Этот термин говорит о том, насколько камень показывает свой цвет, если смотреть на него строго вертикально. Ценность камня уменьшается, если свой цвет камень показывает только с определенной точки или угла. Многие высокоценные опалы, особенно с широким спектром красок, наиболее выигрышно смотрятся при небольшом наклоне. Это имеет особенный эффект, если они используются в подвесках или кольцах.

Толщина цветового слоя.
    Черные опалы и болдеры с очень тонким цветовым слоем часто оцениваются в тысячи долларов за карат, но они бы ценились значительно дороже, если бы этот слой был толще при том же самом зрительном восприятии. 

Включения.
    Существует большое количество включений, таких как: песок, которые не слишком заметны сверху. Они почти не оказывают влияние на ценность опала.
    Гораздо больше на ценность влияет наличие трещин. Треснувший опал или опал с мелкими трещинами имеет очень маленькую коммерческую ценность, за исключением тех случаев, когда камень можно перешлифовать. Трещины можно отличить от включений с помощью мощного источника света, размещенного за камнем. Если камень надтреснут вы сможете увидеть свет отражающийся от трещины, если трещина не заполнена мелкоземом. Иногда трещина выглядит как маленький коричневый забор внутри. На первый взгляд вертикальные цветовые полосы могут выглядеть как трещины, но этот простой тест сразу прояснит вам картину.
    Другим способом проверить камень является осмотр поверхности камня лупой 10 кратного увеличения. Если полировка на камне прерывается, то это трещина.

Форма и блеск.
    
Наиболее привычная форма опала это кабошон в форме овала, длинна которого на 40% больше ширины и высота которого составляет примерно 60% ширины. На практике эти размеры в точности встречаются очень редко, т.к. природа создала опалы в гораздо большим разнообразии.
    Опалы идеально овальной формы автоматически означают особенно высокую цену, потому что для того, чтобы придать эту форму был сошлифован ценный материал. Как правило от 40 до 60% сырого материала теряется для того, чтобы придать опалу форму кабошона.
    Овалы, грушевидная форма и другие регулярные формы будут ценится выше чем опалы фантазийной формы, поскольку, чтобы их получить приходится стачивать больше материала.
    Кабошон усиливает внешнее восприятие и увеличивает толщину восприятия цветообразующей области опала. Поэтому куполообразные опалы выше ценятся. Черные опалы далеко не всегда обладают кабошоном, чаща они плоские сверху или имеют совсем небольшой купол.
    Качество работы камнереза, которое мы видим на готовых камнях, может очень значительно повлиять на ценность опала, который должен быть отполирован до такой степени, чтобы не было заметных царапин или других дефектов.

Дуплеты и триплеты.
    Цена на дуплеты и триплеты обычно составляет от 1/10 до 1/20 от стоимости эквивалентного по качеству опала.


Прейскурант цен на опалы (цены указаны в долларах США).

    Опалы, как правило, гранят в виде овальных или круглых кабошонов. Если опал имеет фантазийную форму, его цена может измениться. При покупке опала обязательно проверьте, чтобы он не был слишком тонким, поскольку в этом случае он может оказаться очень хрупким.

Черный и кристаллический черный опал. Основной цвет — красный и оранжевый.
    Таблица опалов, основной цвет которых красный или оранжевый. Многоцветный опал может быть оценен выше в каждой категории, в то время как единственный цвет может быть оценен ниже.

Черный и кристаллический черный опал. Основной цвет — зеленый и синий.
    Таблица опалов, основной цвет которых зеленый или синий. Многоцветный опал может быть оценен выше в каждой категории, в то время как единственный цвет может быть оценен ниже.

Получерный опал.

Белая основа, серая основа, желе-опал.

Матрица Андамука.

Огненный опал.
Красно-оранжевый опал (ограненный).

Кристаллический опал.

Полукристаллический опал.

Болдер-опал.
Цена определяется прейскурантом камней, а не каратностью.

Триплет (овал).
Цена за одну штуку.

Триплет (круг).
Цена за одну штуку.


Уход за опалами.

    Несколько важных вещей, которые вы должны помнить про опал, чтобы сохранить его красоту:
    Опал на 6% состоит из воды, поэтому не следует оставлять его на прямом солнечном свете или носить при низких температурах (ниже 0 °С), он может растрескаться.
    Опал достаточно хрупкий камень, необходимо беречь его от механических повреждений, иначе неизбежны сколы и трещины.
    Если вы не собираетесь носить украшение с опалом длительное время, протрите его маслом перед тем как убрать. Для хранения опала лучше выбрать место, в котором он не перегреется. Неплохо положить камень в закрытый сосуд, где есть немного воды — это предотвратит его высыхание и растрескивание.
    Опалы можно помещать в воду и мыть, но если ваш камень является дуплетом или триплетом, или одним из компонентов украшения с ним является клей (часто используется в кулонах, серьгах, некоторых видах колец), то длительное пребывание в воде ему противопоказано, он может расклеиться. Для того чтобы почистить подобное изделие, опустите его в теплую воду на три секунды, а потом почистите с помощью зубной щетки и моющего средства. Изделие можно опускать в воду столько раз, сколько нужно, но не дольше, чем на 3 секунды.
    Масляные крема для рук не наносят вреда камню, однако они могут отложиться в углублениях опала или ювелирного изделия и придать ему неопрятный вид, поэтому желательно снимать его перед их нанесением.
    Если ваш опал потускнел или поцарапался, то единственное, что вы можете сделать — отполировать камень заново в ювелирной мастерской.


Поделитесь ссылочкой:
Нравится
Индекс цен на цветные камни

   

Поиск по сайту



Поиск по № лота

   
▲ Вверх